В качестве одной из мер поддержки бизнеса во время пандемии Президент ввёл мораторий на налоговые проверки. Но кажется, план по налоговым поступлениям в бюджет откорректировать забыли. Поэтому уже в апреле появилась новая «форма проверок» — информационные письма от ФНС.
Налоговым кодексом не предусмотрена подобная процедура. ФНС вправе выставлять требования, а также присылать акты и результаты налоговых проверок. А информационные письма, преследующие цель «мотивировать» к уплате налогов — вне правового поля.
Тем не менее, отправка таких писем быстро приобрела массовый характер. И налогоплательщики вынуждены реагировать. Потому что это ранний сигнал, и если на него ответить, то затраты будут небольшими. Если проигнорировать — внимание ФНС к компании только усилится, и защита от претензий в будущем обойдётся дороже — и по деньгам, и по времени.
Что представляют собой информационные письма от налоговой?
Письма могут приходить по разным поводам и содержать разные основания. Объединяет их одно — все они несут угрозу для бизнеса. Вот лишь несколько примеров.
- В письме вменяется дробление бизнеса, описана схема за 2015 год, и предлагается заплатить налоги в «добровольном порядке».
- В письме налоговая ссылается на некий анализ бухгалтерской отчётности компании и утверждает, что есть превышение выручки по расчётному счёту. Т.е. описаны основания, по которым налогоплательщик утратил право на применение упрощённой системы налогообложения и, соответственно, ему грозит доначисление.
- В письме утверждается, что компания имеет признаки проблемного контрагента, в т.ч. что не осуществляет реальную предпринимательскую деятельность, со всеми вытекающими.
Что не так с этими письмами?
Во многих из них претензии, прямо скажем, ничем не подкреплены. Например, движение денег по расчётному счёту ещё не означает, что превышены лимиты по УСН. По-хорошему, пояснения по таким вопросам должны запрашиваться в ходе камеральных проверок. Но в этом году все сроки камералок пропущены. А подобные информационные письма, по сути, — это и есть подмена камеральной проверке. Только такой способ взаимодействия с налогоплательщиком не прописан законодательно, Налоговым кодексом не предусмотрен.
Как реагировать на информационные письма от ФНС?
Чего не стоит делать — это игнорировать письмо. Несмотря на то, что информационные письма не предусмотрены в рамках контрольных мероприятий ФНС, подготовить мотивированный ответ всё же стоит. Своевременный ответ поможет решить проблему на начальной стадии и не доводить до судебного спора с налоговой.
В зависимости от серьёзности налогового правонарушения, которое вменяется в письме, подготовка ответа на него может быть схожа с подготовкой возражения на акт налоговой проверки. Необходимо тщательно проанализировать выдвигаемые претензии и приводимые данные — подготовить опровержение и подкрепить подтверждающими документами.
Чем мы можем помочь?
Наши консультанты по налогообложению и бухгалтерскому учёту уже столкнулись с такой «формой налоговых проверок» в отношении наших клиентов. И помогли подготовить обоснованные ответы. Как итог — претензии ФНС были сняты.
Если вы получили подобные информационные письма — обращайтесь в отдел консалтинга Аудиторской группы «Капитал» для подготовки ответа.
Возьмём на себя:
- анализ претензий, их обоснованности, представленных данных,
- изучение фактов хозяйственной деятельности компании и подготовку мотивированного опровержения по каждому пункту письма,
- формирование перечня подтверждающих документов.
В чём плюс?
- Экономия времени. Вы и ваши сотрудники не будете отвлекаться от текущих дел.
- Качество ответа. Наш опыт взаимодействия с налоговой и защиты интересов налогоплательщиков, в т.ч. в судебных спорах с ФНС — более 17-ти лет. «Копаем глубоко», погружаемся в судебную практику, готовим детальный ответ.
- Быстрота реакции.