ФНС России разъяснила как доказывать получение необоснованной налоговой выгоды. Разберем подробнее суть письма к налоговым органам.
Исключить формальный подход к налоговым проверкам
Основная тема письма ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, в котором налоговым органам поручено исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок, звучит так:
Налогоплательщики не должны отвечать за действия своих контрагентов, если обязательства по сделке реально исполнены.
Для того, чтобы доказать получение необоснованной налоговой выгоды необходимо подтвердить:
- факты согласованности действий налогоплательщика и подконтрольных ему контрагентов;
- нереальность операций по поставке товаров (работ, услуг).
При отсутствии доказательств подконтрольности контрагентов налоговый орган обязан доказать, что налогоплательщик недобросовестно подошел к выбору контрагента, и указать на обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении операций контрагентом (по первому звену).
Письмом ФНС России особо отмечено, что недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев сама по себе не может возлагать на налогоплательщика негативные последствия.
Судебно-арбитражная практика
Данный подход подтверждается судебно-арбитражной практикой, например, пунктом 31 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2017), утверждённого Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.02.2017, а также Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 № 305-КГ16-10399 и № 305-КГ16-14921 по делу № А40-120736/2015.
ФНС России обратило внимание, что налоговые органы должны исследовать: отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота, как производилась оценка условий сделки, риска неисполнения обязательств, деловой репутации контрагента, наличия у него производственных мощностей, персонала и так далее.
Недобросовестные действия по выбору контрагента, повлекшие невыполнение операций контрагентом, могут свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
В письме даны рекомендации по оценке принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента, которые будут полезны не только налоговым органам, но и налогоплательщикам.