?17 июля повторили деловой завтрак: «Как ФНС контролирует карты физ.лиц».
Интерес к мероприятию более, чем обоснован: ажиотаж вызван огромным количеством разной, не всегда достоверной информацией. Тема, которую раскрыл Виктор Иваницкий, касается очень многих.
?На самом деле, подпункт 1.1 статьи 86 НК, который обязует банки сообщать налоговикам об открытии/закрытии счетов физ.лиц, действует с 1 сентября 2016 года, а получать информацию о движении денежных средств физических лиц ФНС может с июля 2014 года.
✅Информацию и документы налоговый орган может получать при выездных и камеральных проверках физических лиц, а также в порядке ст. 93.1 НК РФ, т.е. при проверках контрагента физического лица, или вне рамок выездных и камеральных проверок по конкретным сделкам.
✅Между аналогичными действиями по юридическим и физическим лицам есть существенные отличия.
Такие (по физ.лицам) запросы могут быть только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа, т.е. процедура значительно сложнее.
Естественно, ни о каком тотальном контроле поступлений речь пока не идет. Это подтверждает и сама ФНС (публикация от 20.06.2018г.
▶https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7581190/).
✅Запросить информацию о счетах, вкладах и электронных кошельках налогоплательщика налоговые органы могут только при проведении проверок в отношении этих лиц.
Например, гражданин направил заявление о получении налогового вычета за покупку квартиры, не имея официального дохода. В этом случае налоговая может заинтересоваться поступлениями на счета такого налогоплательщика. В том числе указывается, запросы могут быть при попытке получения налогового вычета за покупку квартиры.Тем не менее не все так радужно.
✅В частности, в п.1. совместного письма ФНС и Минфина от 28 июня 2018 г. N ЕД-4-2/12467@ указывается, что НК РФ не содержит правового механизма, позволяющего банку, получившему запрос налогового органа, проверять наличие согласия вышестоящего органа. Кроме того, в упомянутом письме говорится о целесообразности рассмотрения вопроса о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, связанных с расширением полномочий налоговых органов, в частности, распространить полномочия налоговых органов по истребованию информации по счетам физических лиц, открытым в банках, вне рамок налоговой проверки.
При этом такие сведения налоговые органы могут запросить при согласии руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ или руководства ФНС России.
??На деловом завтраке Виктор Серегеевич подробно разобрал позицию Верховного суда о том, что нельзя доначислять налоги на основании информации о расходах физического лица. Если лицо, не имеющее официальных доходов, делает крупную покупку, кладет деньги в банк в значительных количествах и т.д
?Кроме того, приведена разнонаправленная судебная практика по доначислению налогов если физическое лицо при получении кредита предоставляет в сведения о доходах, которые не соответствуют официальным доходам.
?Отдельно была рассмотрена борьба ФНС с «серой» заработной платой – в частности, приведена судебная практика о том, что только на основании показаний свидетелей нельзя делать доначисления НДФЛ и страховых взносов.
?Была проанализирована ситуация с выявлением ФНС неофициального бизнеса (в том числе с использованием информации из социальных сетей) с примерами из практики.
А также разобраны примеры судебной практики, когда в случае предпринимательской деятельности физического лица, не имеющего статуса ИП доначисляется НДС и варианты как избежать доначислений.
Отдельным блоком обсуждался вопрос об уголовной ответственность за предпринимательскую деятельность лица, не имеющего статуса ИП – с примерами из судебной практики, в том числе по Уральскому региону.