18.07.2018

Контроль карт физических лиц – что правда, а что нет?

📣17 июля повторили деловой завтрак: «Как ФНС контролирует карты физ.лиц».
 
Интерес к мероприятию более, чем обоснован: ажиотаж вызван огромным количеством разной, не всегда достоверной информацией. Тема, которую раскрыл Виктор Иваницкий, касается очень многих.
 
📝На самом деле, подпункт 1.1 статьи 86 НК, который обязует банки сообщать налоговикам об открытии/закрытии счетов физ.лиц, действует с 1 сентября 2016 года, а получать информацию о движении денежных средств физических лиц ФНС может с июля 2014 года.
 
Информацию и документы налоговый орган может получать при выездных и камеральных проверках физических лиц, а также в порядке ст. 93.1 НК РФ, т.е. при проверках контрагента физического лица, или вне рамок выездных и камеральных проверок по конкретным сделкам.
 
Между аналогичными действиями по юридическим и физическим лицам есть существенные отличия.
Такие (по физ.лицам) запросы могут быть только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа, т.е. процедура значительно сложнее.
Естественно, ни о каком тотальном контроле поступлений речь пока не идет. Это подтверждает и сама ФНС (публикация от 20.06.2018г.
https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7581190/).
 
Запросить информацию о счетах, вкладах и электронных кошельках налогоплательщика налоговые органы могут только при проведении проверок в отношении этих лиц.
Например, гражданин направил заявление о получении налогового вычета за покупку квартиры, не имея официального дохода. В этом случае налоговая может заинтересоваться поступлениями на счета такого налогоплательщика. В том числе указывается, запросы могут быть при попытке получения налогового вычета за покупку квартиры.Тем не менее не все так радужно.
 
В частности, в п.1. совместного письма ФНС и Минфина от 28 июня 2018 г. N ЕД-4-2/12467@ указывается, что НК РФ не содержит правового механизма, позволяющего банку, получившему запрос налогового органа, проверять наличие согласия вышестоящего органа. Кроме того, в упомянутом письме говорится о целесообразности рассмотрения вопроса о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, связанных с расширением полномочий налоговых органов, в частности, распространить полномочия налоговых органов по истребованию информации по счетам физических лиц, открытым в банках, вне рамок налоговой проверки.
 
При этом такие сведения налоговые органы могут запросить при согласии руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ или руководства ФНС России.
 
👨‍💼На деловом завтраке Виктор Серегеевич подробно разобрал позицию Верховного суда о том, что нельзя доначислять налоги на основании информации о расходах физического лица. Если лицо, не имеющее официальных доходов, делает крупную покупку, кладет деньги в банк в значительных количествах и т.д
 
📜Кроме того, приведена разнонаправленная судебная практика по доначислению налогов если физическое лицо при получении кредита предоставляет в сведения о доходах, которые не соответствуют официальным доходам.
 
📨Отдельно была рассмотрена борьба ФНС с «серой» заработной платой – в частности, приведена судебная практика о том, что только на основании показаний свидетелей нельзя делать доначисления НДФЛ и страховых взносов.
 
💻Была проанализирована ситуация с выявлением ФНС неофициального бизнеса (в том числе с использованием информации из социальных сетей) с примерами из практики.
 
А также разобраны примеры судебной практики, когда в случае предпринимательской деятельности физического лица, не имеющего статуса ИП доначисляется НДС и варианты как избежать доначислений.
 
Отдельным блоком обсуждался вопрос об уголовной ответственность за предпринимательскую деятельность лица, не имеющего статуса ИП – с примерами из судебной практики, в том числе по Уральскому региону.
Налоги