В письме Минфина России от 19.07.17 № 03-07-11/45829 чиновники напоминают о сроках хранения первичных учётных документов.
По закону налоговый учёт представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы и ведётся он на основе данных первичных документов. Документы группируются в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Подтверждением данных налогового учёта являются:
- первичные учётные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учёта;
- расчёт налоговой базы.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом. Он должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания.
Требования налогового законодательства
В силу пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату или удержание налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.
При этом течение указанного срока начинается после отчётного или налогового периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчётности, исчисления и уплаты налогов, в частности, налога на прибыль и НДС, подтверждения полученных доходов и произведённых расходов.
Требования федерального закона
В то же самое время, согласно ст. 29 Закона № 402-ФЗ, первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта, бухгалтерская (финансовая) отчётность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчётного года.
Нюансы
Казалось бы, требования бухгалтерского учёта с лихвой перекрывают требования налогового, но тут есть один нюанс. Исходя из положений п. 1 ст. 172 НК РФ, счета-фактуры не являются первичными учётными документами. И положения бухгалтерского законодательства на них не распространяются. Поэтому счета-фактуры хранить пять лет не нужно.
Но обратите внимание! Это не относится к УПД. Как указано в письме ФНС России от 05.03.14 № ГД-4-3/3987@, УПД полностью соответствует понятию первичного учётного документа, поэтому он должен храниться по бухгалтерским правилам.