30.10.2018

ФНС аннулировала налоговую декларацию? Как отстоять права в суде?

Момент первый: проблема существует

В последнее время налоговики нередко отказывают налогоплательщикам в приеме декларации. Явно прослеживается общая тенденция: проблемы со сдачей деклараций по НДС продолжаются.

Что делать, если вам отказывают в приеме декларации (расчета)?

Новое в судебной практике

Арбитражная практика подтверждает, что налоговые органы не вправе отказывать в приёме налоговых деклараций по субъективным мотивам.

Недавно Арбитражный суд Томской области принял решение о незаконности действий ИФНС, отказавшей компании в приеме декларации по НДС. И это уже не первое решение суда подобного рода.

Так, ИФНС по Томску отказалась принять у компании декларацию по НДС за 2 квартал 2017 года. Инспекцией было отказано в приёме налоговой декларации (расчёта) со ссылкой на п. 28 Административного регламента, поскольку декларация содержит ошибки и не принята к обработке;

Компания обратилась в суд, чтобы признать действия ИФНС незаконными и обязать налоговиков принять декларацию. Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 по делу № А67-9224/2017 констатируется:

  • требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного отказа налогового органа в принятии деклараций;
  • налоговый орган, направляя уведомление об отказе в приеме декларации, не указал, какие именно ошибки содержит указанная декларация;
  • доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), отсутствия усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации-заявителя или несоответствия данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации Инспекцией не представлено;
  • инспекцией не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали реквизиты, указанные в п. 194 Административного регламента;
  • в силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • в целях выполнения налогоплательщиком данной обязанности ст. 80 НК РФ закреплено положение, согласно которому налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме;
  • перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) установлен в п. 28 Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию;
  • необоснованный отказ в принятии налоговой декларации препятствует реализации налогоплательщиком, возложенной на него ст. 23 НК РФ обязанности по представлению декларации;
  • ссылка налогового органа на недобросовестность Общества, недостоверность и неполноту сведений в представленной налоговой декларации была предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонена ими, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены законодательством о налогах и сборах в качестве основания для отказа в принятии представленной налогоплательщиком налоговой декларации.

Следует также отметить, что в решении суда первой инстанции — АС Томской области от 31.01.2018 по делу № А67-9224/2017 подчёркнуто:

  • приём деклараций является государственной услугой;
  • исходя из анализа норм действующего налогового законодательства, такие обстоятельства, как то, что ООО обладает признаками «транзитной» организации, фактически финансово-хозяйственную деятельность не ведёт, по юридическому адресу не располагается и т.д. (на что указывает налоговый орган) не влекут за собой отказ в принятии налоговой отчётности.

В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 20.07.2018 по делу № А67-8529/2017 также присутствуют аналогичные выводы.

В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 10.08.2018 по делу № А67-9223/2017 рассмотрен спор о признании незаконными действий ИФНС по непринятию декларации по НДС.

Какова позиция налогоплательщика?

— Декларация была отправлена по ТКС вовремя. Но ИФНС ее не приняла. Полномочия лица, подписавшего декларацию, были оформлены с учетом всех требований законодательства. Налоговым органом приняты все предыдущие отчеты организации, кроме НДС и никаких реальных законных оснований не принимать эту декларацию у налоговиков не было. 

— Проверка достоверности сведений в декларации не может проводиться на стадии принятия декларации, для этого предназначена камеральная налоговая проверка.

— Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает право организации, предусмотренное п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ на получение государственной или муниципальной услуги.

Какова позиция налоговиков?

ИФНС не согласилась с доводами налогоплательщика и проигрышем в двух судебных инстанциях, ИФНС подала жалобу в суд кассационной инстанции, где представила свои контраргументы:

— Компанией представлена налоговая декларация, которая не отвечает принципам полноты и достоверности, организация обладает признаками «транзитной», участвующей в цепочке схемных операций, реальная финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется. У фирмы отсутствует движимое и недвижимое имущество, по расчетному счету отсутствуют платежи, направленные на ведение хозяйственной деятельности.

— Кроме того, 26.07.2017 Инспекцией налоговая декларация по НДС была принята, а значит права компании не нарушены.

— Отказывая в приеме декларации, налоговики ссылаются на п.28 Административного регламента ФНС, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н. Указывается на непринятие декларации по основанию: «декларация содержит ошибки и не принята к обработке».

Как решил суд?

Однако, кассационная инстанция согласилась с судами, которые исходили из отсутствия в рассматриваемом случае правовых оснований для непринятия ИФНС налоговой декларации:

— административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по ТКС, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом;

— перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) установлен в п. 28 Административного регламента, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

— при этом, как правомерно отмечено судами, требования об указании причины отказа в принятии декларации являются обязательными и направлены на исключение неправомерного отказа налогового органа в принятии деклараций. В решении суда по делу № А67-7436/2017 отмечается, что перечень оснований для отказа в приеме налоговых деклараций, исходя из положений Административного регламента, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

— исходя из положений ст. 80 и 88 НК РФ, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 23.04.2015 № 736-О, налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после ее принятия налоговым органом, в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Судами учтено, что в уведомлении об отказе в приеме налоговой декларации не указано на конкретные ошибки, которые содержит спорная декларация.

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о недоказанности инспекцией наличия правовых оснований для отказа обществу в принятии спорной налоговой декларации. Довод кассационной жалобы ИФНС о создании обществом формального документооборота для формирования недостоверной отчетности, исходя из положений ст. 80 и 88 НК РФ, не опровергает выводы судов о незаконном отказе инспекции в приеме спорной налоговой декларации.

Выводы

По решению суда, обстоятельства, представленные налоговым органом в качестве негативной характеристики налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления налоговой декларации и не могут служить основанием для отказа в ее принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в нормах Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии деклараций.

Проверка полноты и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, строго регламентирована нормами НК РФ (статьи 88, 89, 101 НК РФ) и может проводиться только после принятия соответствующей декларации.

Арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у ИФНС по г.Томску правовых оснований для непринятия декларации налогоплательщика, в связи с чем соответствующие действия Инспекции признаны незаконными.

Налоги

Семинар «Что будет искать ФНС, кроме дробления бизнеса и проблемных контрагентов»

16 апреля, с 10:00 до 18:00
г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 12с1, Бизнес-центр «Деловой Квартал»

Регистрация