Прежде чем затевать арбитражный спор с налоговой, следует обратиться в вышестоящий налоговый орган. Такова суть изменений в Налоговом кодексе, которые работают уже давно.
Если вас привлекают к ответственности
Когда налоговая инспекция усматривает правонарушение, она направляет нарушителю решение о привлечении к ответственности. Следует помнить, что это решение вступает в силу только через месяц со дня вручения!
Этот месяц отводится на то, чтобы подать апелляцию. С начала 2014 года подается она не в суд, а в вышестоящий налоговый орган.
Досудебный порядок спора обязателен! Такая норма прописана в Федеральном законе от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Если решение уже вступило в законную силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, статья 101.2 Налогового кодекса отводит на его обжалование год с момента вынесения.
Спорим с налоговой: алгоритм
Апелляционная жалоба представляется в налоговый орган, который посчитал вас правонарушителем и вынес соответствующее решение. Там обязаны в течение трех дней со дня поступления направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Порядок предоставления апелляционных жалоб регулирует ст. 101.2 Налогового кодекса.
Далее в течение месяца вышестоящий налоговый орган обязан принять собственное решение.
Налоговый орган вправе принять одно из следующих решений:
- оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения;
- отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
- отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
Что ответит ФНС
После рассмотрения жалобы налоговый орган направит вам вынесенное решение. Оно должно быть в письменной форме и содержать обоснованную позицию налогового органа по каждому доводу заявителя.
В решении должны приводиться:
- Выводы, из которых явно следует, что конкретно признано налоговым органом, рассматривающим жалобу, не соответствующим налоговому законодательству.
- Должно быть указано, в какой части жалоба удовлетворена, а в какой — в удовлетворении отказано.
Экземпляр решения направляется в адрес лица, подавшего жалобу, в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.
Только после этого, если заявитель не согласен с итоговым решением, он имеет законное право обратиться за защитой в арбитражный суд.